- БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ Василий Васильевич
- (28.04(10.05). 1829, Рязань - 4.10.1918, Юзовка) - социолог, экономист, публицист. Закончил Казанский ун-т. Начало его общественно-политической деятельности связано с общим освободительным подъемом сер. XIX в. Взгляды формировались под влиянием идей Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, а также таких зап. мыслителей, как Фурье, Сен-Симон, Рикардо, Милль, Спенсер, Конт и др. В 50-нач. 60-х гг. он занимал либеральную позицию, в к-рой особо выделялся элемент "юридического идеализма", "легализма", а также оценка социальных явлений исходя из нравственных принципов. В дальнейшем, особенно под влиянием польского восстания 1863 г., начинается радикализация взглядов Б.-Ф. Он примкнул к народническому движению, начал пропаганду социалистических идей в народной среде. В брошюре-прокламации "Как должно жить по закону природы и правды", кн. "Азбука социальных наук" и в 3-й ч. автобиографического романа "На жизнь и смерть" (1877) Б.-Ф. пытается выработать принципы "революционной этики". Такими принципами он считает солидарность борющихся, стремление к равенству, братству. Это учение Б.-Ф. назвал "религией равенства", своего рода манифестом безрелигиозной веры. В революции он видел общественное явление, складывающееся объективно, независимо от воли людей. Творцом ее может быть только народ, а не группы, партии. Как и Лавров, осн. задачей революционеров он считал подготовку народа к революции. "Педагогической" он называл предварительную пропаганду, раскрывающую народу суть понятий "республика", "конституция" и т. д., что должно служить основой перехода к пропаганде самих революционных идей. С революцией Б.-Ф. связывал возможность построения "общества-организма", все части к-рого солидарны, где создаются возможности для развития личности, отдающей все силы служению общему благу. В сер. 70-х гг. Б.-Ф. написал кн. "Философия коммунизма", в к-рой проводит мысль, что только об-во, построенное на началах равенства, может соответствовать природе человека, его социальным "инстинктам справедливости". Основой такого об-ва он мыслил общественную собственность. Идеалом политического устройства Б.-Ф. считал демократию, базирующуюся на принципах народного самоуправления. В кн. "Положение рабочего класса в России" (1869) пытался обосновать необходимость установления нового общественного строя в России с помощью социологии. Она положила начало целенаправленному и систематическому изучению жизни трудящихся, с привлечением статистико-экономических сведений, полученных путем составления соответствующих программ, вопросников, анкет. Книгу высоко оценил К. Маркс, поставив ее в ряд с работой Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии", а имя Б.-Ф. - рядом с именем Чернышевского. Все сказанное свидетельствует о Б.-Ф. как о видном представителе и вдохновителе подготовительно-пропагандистского направления в революционном народничестве.
Русская философия: словарь. — М.: Республика. Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. 1995.